В соответствии с Конституцией (ст.83) прокуратура от имени государства осуществляет (в установленных законом пределах и формах) высший надзор за соблюдением законности и представляет интересы государства в суде.
Выполнение этих функций органы прокуратуры обеспечивают и в ходе выборного процесса.
С момента объявления о проведении внеочередных выборов Президента Генеральной прокуратурой определены основные задачи и организационные мероприятия для прокуроров всех уровней применительно ко всем стадиям избирательной кампании.
С 21 октября т.г. (с 18:00 часов) началась самая активная фаза –предвыборная агитация (заканчивается в 00:00 часов 19 ноября т.г.).
Порядок ее проведения детально урегулирован Конституционным законом «О выборах в Республике Казахстан».
Несоблюдение установленных норм влечет ответственность.
В Кодексе об административных правонарушениях предусмотрено 9 статей за нарушения порядка и условий предвыбор- ной агитации.
Это следующие составы:
- проведение предвыборной агитации в период ее запрещения (ст.102 – штраф от 15 до 35 месячных расчетных показателей);
- воспрепятствование праву вести предвыборную агитацию (ст.103 – штраф от 20 до 50 месячных расчетных показателей);
- нарушение условий проведения предвыборной агитации через СМИ (ст.112 – штраф от 20 до 50 месячных расчетных показателей).
Условия проведения агитации через СМИ прописаны в статье 27 (п.7) Конституционного закона «О выборах в РК».
Справочно: к нарушениям условий проведения агитации относятся:
1) необъективное освещение СМИ выборной кампании, т.е. искажение целей, задач и результатов предвыборных мероприятий, а также событий и фактов, связанных с ними;
2) публикация СМИ агитматериалов, заведомо порочащих честь, достоинство и деловую репутацию кандидата или политической партии, а также отказ в предоставлении возможности бесплатного опубликования опровержения;
3) прерывание и комментирование выступлений кандидатов в СМИ сразу после выступления;
4) отказ СМИ в выделении эфирного времени, печатной площади одному из кандидатов, в случае, если другим было дано согласие и другие.
За нарушение этих условий предусмотрена адмответственность.
Также хочу отметить и другие составы административных правонарушений, возможных в период агитации: - изготовление или распространение анонимных агитационных материалов (согласно п.5 ст. 28 КЗ «О выборах в РК» все агитационные печатные материалы должны содержать сведения об организации, выпустившей данные материалы, месте их печатания и тираже, лицах, сделавших заказ, из каких средств оплачено), что влечет административный штраф по статье 113 КоАП (25 месячных расчетных показателей).
- умышленное уничтожение, повреждение агитационных материалов (ст.114 – штраф 15 месячных расчетных показателей);
- нарушение условий проведения опроса общественного мнения, связанного с выборами (ст.120 – штраф от 10 до 30 месячных расчетных показателей); Справочно: не указание юридического лица, проводившего опрос; лиц, заказавших опрос и оплативших его; времени проведения опроса; метода сбора информации; точной формулировки вопроса; числа опрошенных и коэффициента погрешности результатов опроса.
- нарушение условий проведения предвыборной агитации (ст.122 – штраф от 20 до 30 месячных расчетных показателей);
Справочно: согласно п.4 ст.27 КЗ «О выборах в РК» запрещается предвыборная агитация и распространение агитационных материалов:
- нарушение условий проведения предвыборной агитации (ст.122 – штраф от 20 до 30 месячных расчетных показателей);
- государственным органам, органам местного самоуправления, а также их должностным лицам, военнослужащим, работникам органов национальной безопасности, правоохранительных органов, судьям, членам избирательных комиссий, религиозными объединениями;
- участие журналистов, должностных лиц редакций СМИ, зарегистрированных кандидатами либо их доверенными лицами, в освещении выборов через СМИ.
- размещение агитационных материалов (на памятниках и других объектах, имеющих историческую, культурную или архитектурную ценность, а также в помещении для голосования, ст.124 – штраф 25 месячных расчетных показателей);
- нарушение порядка расходования средств, выделенных из республиканского бюджета на проведение предвыборной агитации (ст.125 – штраф 5 месячных расчетных показателей).
Субъектами по всем указанным правонарушениям, наряду с гражданами, должностными лицами, являются субъекты предпринимательства. Санкции статей предусматривают штраф от 10 до 50 месячных расчетных показателей (от 30 до 153 тысяч тенге).
Возбуждение дел по этим и другим административным правонарушениям, посягающим на избирательные права (ст.ст.101 – 126 КоАП), относится к исключительной компетенции прокурора (ст.805 КоАП). Дела рассматривает суд.
Но граждане при нарушении их избирательного права могут самостоятельно обращаться непосредственно в суд (п.4 ч.1 ст.807 КоАП).
В этом случае, дела указанной категории сразу (без постановления прокурора) рассматриваются судами, но с участием прокурора (по всем составам административных правонарушений, посягающих на избирательные права: ст.ст.101 – 126 КоАП).
Наряду с административной ответственностью предусмотрена и уголовная ответственность за нарушение выборного законодательства.
Это касается воспрепятствования осуществлению избирательных прав или работе избирательных комиссий (ст.150 УК – от штрафа 100 МРП до лишения свободы до 4 лет, включая исправительные работы, ограничения свободы).
Второй состав – это фальсификации избирательных документов или неправильного подсчета голосов (ст.151 УК – штраф либо исправительные работы в размере до 4 тыс. МРП/ограничение либо лишение свободы до 4 лет).
Настоящая электоральная кампания на текущий момент проходит в правовом поле. Фактов нарушения выборного законодательства не зафиксировано.
Для дальнейшего обеспечения законности проведения выборной кампании прокурорами налажено тесное взаимодействие с местными государственными и правоохранительными органами, а также территориальной избирательной комиссией.
По каждому факту нарушения будут приниматься все правовые меры, предусмотренные законами.
Прокурор города Шымкент
Г. Муканов